Добро пожаловать на сайт "Новости образования в Санкт-Петербурге"

Ребенок как жертва амбиций родителей

Догнать и перегнать, быть самым лучшим, успешным и талантливым – такие установки дают многие современные родители своим детям. При этом, зачастую, упуская самое главное – желание ребенка и его возможности. Но еще хуже, что часто подобная гонка за достижениями оборачивается проблемами, ведь у любой медали существует и обратная, нелицеприятная, сторона.

Музыкальная школа, танцы, спортивные секции, занятия иностранными языками, всевозможные конкурсы, олимпиады и кастинги – повседневные будни большинства нынешних детей и подростков расписаны буквально по часам. А начинается все с самого детства, когда «заботливые» родители начинают заниматься ранним развитием своих чад, экспериментируя с разными методиками, доходя иногда до полнейшего абсурда. Например, вешать возле кроватки 4-х-месячного малыша карту мира или английский алфавит в надежде воспитать вундеркинда.

Практически каждая мама почему-то считает своим долгом обязательно и, как можно раньше,  записать малыша в кружки или школы раннего развития, которых сегодня более, чем достаточно. Доходит иногда до того, что  если ребенок не посещает подобные заведения, у многих это может вызывать недоумение и даже считается дурным тоном.

Дальше – хуже. Подготовка к школе вообще становится чем-то невероятным, ведь к будущим первоклассникам априори предъявляются определенные требования. Согласно им, дошкольник должен уметь читать, считать, решать простые задачи и примеры, знать английский алфавит и т.д. Как правило, перечень необходимых навыков и умений зависит от учебного заведения, но ознакомившись с ним, иногда напрашивается вопрос – а зачем тогда нужна школа? Тем не менее, усердные родители  пытаются эту подготовительную программу не только выполнить, но и перевыполнить: «ребенок должен быть не хуже других».

Все это продолжается и во время школьного обучения: репетиторы, секции, кружки, соревнования, конкурсы. И хорошо, если желания ребенка в данном случае совпадают с родительскими требованиями, а возможности – с их претензиями. Ведь, иногда родители хотят сделать музыканта из ребенка, не имеющего способностей к этому. Еще больше удручает, если ребенок хочет заниматься, например, фехтованием, а вынужден дома играть гаммы.

Понятно, что толку от подобных занятий не будет. Ребенок будет продолжать делать это в угоду родителям либо начнет симулировать и хитрить, чтобы не ходить на нелюбимые занятия. В конце концов, у него может возникнуть полная антипатия к данной деятельности и ненависть к музыке на всю жизнь. Кроме того, это   отразится на нервной системе, а  в подсознании обязательно останется осадок и обида на родителей, которые заставляли его подавлять собственное «я». Понятно, что на месте музыки может быть все, что угодно.  И  внутреннее удовлетворение родителей, их гордость перед знакомыми обернется горечью и слезами ребенка, которому хочется делать совсем другое, а может и ничего не делать, просто гулять и играть в игры.

К сожалению, не все родители могут вовремя остановиться и признать, что они перегибают палку, требуя от своих детей завышенных результатов и показателей, стараясь загрузить их свободное время, тем самым, по сути, лишая действительно полноценного развития – настоящего детства с беганием по лужам, играми во дворе, шалостями и т.д.

Ошибка  заключается в самих родителях – через ребенка они пытаются удовлетворить свои собственные амбиции или реализовать мечты, которые не смогли воплотить сами. Например, мама, мечтавшая в детстве стать актрисой, записывает ребенка, склонного к точным наукам, в школу искусств или водит на всевозможные кастинги. А папа, который видит своего ребенка только  успешным бизнесменом, не хочет замечать его склонностей, например, к биологии или рисованию.

При этом родители почему-то забывают, что ребенок – совсем другой человек, со своими  способностями и желаниями. Он – отдельная личность, а не собственность родителей, которые должны просто  понять ребенка, присмотреться к нему, услышать его и, главное, не навязывать свое мнение и, тем более, не заставлять делать то, что он не хочет. Понятно, что речь не идет о крайних случаях, когда ребенок просто ленится заниматься и т.д.  Знания необходимы, и подтолкнуть ребенка, проконтролировать, не упустить  момент,  тоже очень важно. Но при этом совсем не обязательно пытаться сделать из него вундеркинда. Стремиться к лучшему всегда нужно, но гармония и психологический комфорт гораздо важнее, чем победы и достижения. Сделанное из-под палки не только не пойдет на пользу, но  может отвратить и озлобить. И, наоборот, занятие «по душе» может стать отличным стимулом для развития личности.

Ребенок всегда ждет похвалы, пусть даже за самую мелочь: любящие мамы и папы всегда найдут повод это сделать. Однако, если у родителей завышенные требования,  детей всю жизнь будет преследовать «комплекс отличника» –  планка быть исключительно лучшим. Несоответствие ей может вызывать внутренний дискомфорт, стрессы и проблемы коммуникативного характера  с окружающими.

Во все времена главной задачей родителей  считалось воспитать хорошего, настоящего человека – доброго, честного, чуткого. Эти ценности важны и сегодня. Просто, к сожалению, многие родители отодвигают их на второй план  в погоне за  успешностью и «осчастливливанием» своих детей.

Жизненные и исторические примеры показывают, что детские успехи и достижения, хорошая успеваемость, перенасыщенность дополнительными занятиями и знаниями в угоду родителям далеко не всегда приносят пользу во взрослой жизни. Иногда такие дети, устав от нагрузки, становятся апатичными и безинициативными.  Или наоборот начинают делать все то, что им запрещали ранее.  Конечно, каждый случай индивидуален. И многое зависит от того,  как далеко зайдут родители и смогут ли  вовремя понять свою неправоту и остановиться. Для этого нужно  больше разговаривать с  ребенком, находить время на общение с ним, несмотря на усталость после рабочего дня, быть ему другом, уважать его взгляды и мнение и видеть в нем личность с самого детства.

Каждому родителю, безусловно,  хочется, чтобы его ребенок был самым лучшим. На самом деле, для каждого родителя  ребенок и так является лучшим по определению, только потому, что он его, собственный. Вспоминайте об этом чаще, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был действительно успешным и счастливым.

Добавить комментарий